В.В. Новосяд: ЖЭС или ТС

Обслуживание дома – во все времена было доходным делом. Собственникам всегда необходимы вода, свет, газ, чистые подъезды, оперативное устранение возникших неисправностей по дому. Всё это стоит денег, за которые идёт незримая борьба, где используются доступные каждому способы. Итогом которой каждый видит извлечение максимальной прибыли с обслуживаемого м2 объекта.

Мы постараемся показать важность создания товарищества собственников, как инструмента защиты интересов собственников недвижимости.

Государственные ассигнования и дотации.

Дома, на базе которых не создано товарищества собственников (далее ТС) составляют примерно 80% жилого фонда в Республике Беларусь. Обслуживание и эксплуатация в таких домах осуществляется посредством уполномоченного лица (Постановления Совета министров Республики Беларусь от 30.03.2005 года №342. Договором управления общим имуществом об уполномоченном). По утверждённым государственным нормативам на обслуживание жилого фонда без создания ТС из бюджета поступают деньги уполномоченной организации. Как правило, такой организацией выступает КУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» района. Которая являясь посредником между жильцами и обслуживающими организациями, организует торги на определение подрядной организации для выполнения работ по техобслуживанию домов в конкретном микрорайоне. В данном случае собственники не знают ни размера дотаций, ни плана работ, в контроле качества участия не принимают. Не знаешь, но платишь.

Собственные доходы.

Рассмотрим вопрос с размещением рекламы в местах общего пользования объекта уполномоченным лицом. Согласно законодательства уполномоченное лицо имеет право представлять интересы участников совместного домоуправления, распоряжаться их имуществом, заключать различного рода договора в том числе договора аренды. Получатель арендной платы определяется заключённым договором аренды. То есть, уполномоченный выполняет те же функции что и председатель товарищества собственников, но подотчётно и подконтрольно местному исполнительному и распорядительному органу уполномочившему его управлять общим имуществом.

Как показывает практика уполномоченная организация не информирует собственников недвижимости о проводимой работе по управлению общим имуществом, организации и содержания общего имущества, предоставлению жилищно-коммунальных услуг. Общие собрания в таких домах, по вопросам управления имуществом, организации содержания и ремонта общего имущества не проводит. Нет общего собрания дома, нет соответствующего решения по деньгам. Получается уполномоченное лицо обязано обслуживать, а оно управляет, не вкладывает, а вынимает.

 

ТС не коммерческая организация, создаваемая для обслуживания и эксплуатации объекта. ТС на общем собрании принимает смету расходом и доходов на следующий бюджетный год. Общему собранию предшествует кропотливая работа правления, ревизионной комиссии.

Правление утверждает перечень работ и их стоимость, согласно протоколов комиссии по весенне-осеннему осмотру дома, планово-предупредительным работам, дефектным актам. На утверждение общего собрания выноситься штатное расписание товарищества собственников.

Создание ТС предполагает определённый уровень самоорганизации собственников жилья. ТС считается созданным в случае, если более 2/3 владельцев квартир от их общего числа на общем собрании высказались «ЗА». ТС имеет возможность планировать свою работу, утверждать штатное расписание, распоряжаться своими деньгами, покупать услуги на рынке, контролировать качество выполняемых работ. ТС – конечно не идеальная опция, но это попытка разобраться, какие необходимы работы в первую очередь, сколько стоят эти работ, контролировать качество проводимых работ, куда идут уплаченные нами средства. Это того стоит…

Новосяд В.В., директор Учреждения «Эффективное управление зданиями», Ph.D