Вектор реформы ЖКХ

Конституция Республики Беларусь статьей 48 гарантирует гражданам право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья.

Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь основным собственником жилья является частный владелец, государству принадлежит только 6 % жилья.

Приведенные данные прямо указывают, что дальнейшее функционирование системы жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ) может развиваться только при условии перераспределения бремени содержания имущества на собственника жилья, выстраивание четких и прозрачных договорных отношений собственника жилья с третьими лицами.

Как сделать               

Во-первых, необходимо на базе каждого жилого дома завершить работу по созданию товарищества собственников. Законодательная база для этого имеется. В соответствии со ст. 152 Жилищный кодекс (далее ЖК) участники совместного домовладения вправе в любой момент создать товарищество собственников в порядке, установленном ст 152, 156 и 157 Жилищного Кодекса.

Во-вторых, необходимо исключить из законодательства понятие «жилищно-коммунальная услуга» и перейти к регулированию через затраты по эксплуатации общего имущества.

При этом цены на услуги электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, предоставляемые монополиями, должны остаться в зоне регулирования антимонопольного законодательства, оплата осуществляться по факту потребления посредством счетчиков учета. Доведение доли расходов населения на коммунальные услуги до 100% должны быть напрямую связаны с расширением масштабов адресной социальной помощи социально незащищённым группам населения. Участник совместного домовладения обязан нести расходы по обслуживанию и эксплуатации общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на это имущество.

В-третьих, параллельно с этим необходима структурная реорганизация ЖКХ в направлении ликвидации монополизма, экономически обоснованной приватизации предприятий ЖКХ, создания альтернативных обслуживающих организаций. Иными словами, создание ситуации выбора партнёров для собственников жилья, что повлечёт за собой создания широкого выбора услуг, гарантирующего рыночный механизм формирования цен на них и прозрачность платежей.

Что даёт

Создание юридического лица на базе жилого дома позволит:

  • создать механизм согласования интересов участников совместного домовладения и представление этой консолидированной позиции перед третьими лицами;
  • снять административную нагрузку на органы местной исполнительной власти по вопросам, связанным с непосредственным управлением и эксплуатацией жилого дома, обеспечением сохранности имущества;
  • освободить республиканский и местные бюджеты от субсидирования местных ЖЭСов, обслуживающих данные жилые объекты без образования юридического лица (в размере соответствующих статей местных бюджетов);
  • перенаправить высвободившиеся бюджетные средства на пенсии, пособия, поддержать тех, кто в этом нуждается;
  • вернуть финансовые потоки собственникам жилья, тем самым сократить коррупционную составляющую в коммунальной сфере.

Реновация жилья

В Республике Беларусь создана по сути финансовая пирамида в сфере жилищно- коммунального хозяйства. Граждане имеющие в собственности квадратные метры в домах без образования юридического лица производят отчисления в «общий котёл», то есть в городской бюджет. При такой системе новый метр финансирует старый. Объём вода нового жилья не достаточен для поддержания старого жилого фонда. Платежи собственников не покрывают расходов проведение необходимых работ по капремонту. Именно по этой причине список работ, относящихся к капремонту постоянно сокращается, происходит нарастание износа жилого фонда.

Каждый объект имеет предел жизненного цикла. В этой связи, может сложиться ситуация, при которой дома просто будут складываться и государство станет перед фактом предоставления нового жилья.

Для предотвращения подобного развития ситуации, и рационального использования ресурсов необходимо создать дорожную карту жилого фонда, с тем чтобы установить пределы капитального ремонта по сериям, годам и населённым пунктам.

По аккумулированию средств капитального ремонта жилой фонд разделен на 2 категории:

  1. Дома, собственники которых аккумулируют денежные средства на капитальный ремонт у себя (сами занимаются капитальным ремонтом);
  2. Дома, собственники которых аккумулируют или аккумулировали денежные средства на капительный ремонт на субсчетах (счета, специальные счета) организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, либо местного исполнительного и распорядительного органа, открытые для накопления средств, поступающих от населения на капитальный ремонт. Для таких объектов разрабатывается государственная программа на участие государства и участников совместного домовладения на паритетных условиях в капитальном ремонте жилого дома.

Во всех случаях капитальный ремонт проводить в полном объеме, с целью восстановления всех характеристик дома. После капитального ремонта, указанные дома начинают аккумулировать самостоятельно денежные средства на капитальный ремонт и переходят в 1 категорию. При этом надо понимать необходимость перехода от капитального ремонта к реновации. Так, как только применения новых технологий в рамках реновации старые объекты имеют шанс на вторую жизнь, новые потребительские качества. Капитальный ремонт в данной системе координат является нерациональным использование средств.

Главным итогом реформы ЖКХ является – настоящий, ответственный хозяин. Это значит: – быть свободным в выборе конкретных коммунальных услуг; – иметь возможность выбора субъекта по обслуживанию и эксплуатации жилья; – контролю за обоснованностью цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Роль государства в этом процессе – регулятор государственных монополий, контролер стандарта качества, информационно-просветительская работа.

Реформа поспособствует созданию для жильцов механизма привлечения денег для реализации энергоэффективных мероприятий в их домах.

P.S. В Республике Беларусь назрела необходимость создание Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению для софинасирования работ по реновации домов. Цель такого агентства полный отказ от ведения работ за счёт бюджетных средств.

Владимир Новосяд

Вход / Регистрация временно отключены.