Монополия – которая убивает ЖКХ

В Республике Беларусь: начиная от поставщиков тепла, воды, электроэнергии и заканчивая обслуживанием и эксплуатацией жилого фонда — тотальная монополия. Есть определённые сегменты рынка на которых развивается конкуренция: вывоз мусора, обслуживание лифтов, обслуживание и эксплуатация домовых коммуникаций. Ситуация в отрасли сдерживает развитие небольших частных обслуживающих компаний, которые могли бы стать двигателем конкуренции в предоставлении комплексных услуг по обслуживанию зданий, создавать новые рабочие места, стать надежным партнером товариществ собственников и кооперативов в нашей стране. Такие компании работают не от масштаба, а от клиента. Конкуренция порождает иную реальность: соотношение цены- качества.

Почему монополии нас захватили!?

Во-первых. Примерно 94% приватизированного жилья обслуживается государственными обслуживающими организациями, в связи с этим местные исполнительные органы не заинтересованы в развитии конкуренции в сфере ЖКХ.
Во-вторых. В руках местных исполнительных органов есть такой инструмент, как дотации. В связи с чем на рынок часто допускаются «свои» компании. Новым просто нет места на рынке оказания коммунальных услуг.
В-третьих. Серьёзным препятствием на пути становления конкурентной среды в сфере ЖКХ, является не исполнение статьи (ст. 171 ЖК) по созданию на базе объекта, при наличии двух и более собственников юридического лица. Отсутствие ТС не позволяет эффективно защищать потребителя на рынке услуг ЖКХ, выстраивать прозрачные схемы обслуживания и эксплуатации жилого фонда.

Обслуживающие компании – кто они….

Ключевым моментом в сфере оказания жилищных услуг лежат взаимоотношение между собственниками жилого помещения (потребителем жилищных услуг) и обслуживающей компанией. Компании, предоставляющие услугу комплексного обслуживания и эксплуатации объекта, являются идеальным партнером для владельцев недвижимости, которые хотят получить качественные услуги и сэкономить собственное время и силы. Для этого необходимо решение Общего собрания собственников жилья по созданию юридического лица. Собственники, создав товарищество собственников (далее ТС) заключают контракт с обслуживающей кампанией (далее ОК), которая имеет соответствующий штат профессиональных, опытных и квалифицированных сотрудников. Алгоритм взаимодействия, следующий: ТС платит ОК обслуживает.
Наличие на базе объекта юридического лица – это ключевой момент. Юридическое лицо — это форма организации владельцев, которая дает возможность принимать коллективные решения и проводить равноправный диалог с поставщиками коммунальных услуг. Председатель, как представитель метров. ОК как, представитель денег. Один ищет на рыке от имени метров услугу у многих представителей денег. Представителю метров выгодна ситуация, когда на рынке много представителей денег. От этого соотношения зависит цена услуги.

Однако белорусский законодатель с упорством достойным другого применения препятствует созданию юридических лиц, или попросту саботирует соответствующие статьи закона по созданию юридических лиц. Это касается не только старого жилого фонда, но и нового, вводимого в строй. Таким образом, государственная система отстаивает свои корпоративные интересы, забывая, что все мы потребители.

Кроме того, профильные министерства и ведомства вместо того что бы помогать самоорганизовываться собственникам жилья делают всё с точность на оборот. Процесс по принятию вопросов, связанных с обслуживанием и эксплуатацией жилого дома зарегулирован. Порой не представляется возможным принять важное для всех решение: по выбору способа обслуживания, согласования Председателя ТС, утверждение бюджета, установление взносов и так далее. Более того, каждый собственник согласно законодательству обязан заключить 15 договоров с монополистами. Сами услуги законодатель поделил на основные и дополнительные. Сама логика таких решений, создаёт касту профессиональных неплательщиков. Ведь дополнительные не главные за них можно и не платить.
По факту такой практики менеджмента в сфере ЖКХ обслуживающие компании приходят в относительно новые дома. Старый жилой фонд предоставлен сам себе. В стране отсутствует карта по годового капремонта жилого фонда, по конкретным сериям возведённого жилья.

Вывод:
Всё что делается в системе ЖКХ по сути является миной замедленного действия. Всё что делается в домах хорошего происходит не благодаря, а вопреки государственной политике. Но так продолжаться до бесконечности не может. Придёт время, наступит час, когда в одной точке сойдутся дефицит финансов, отсутствие ясной государственной политики, срок службы несущих конструкций в различных сериях жилого фонда и главное отсутствие ответственных собственников объединённых в товарищества собственников. Ну, нет денег не занимайтесь популизмом. Не мешайте, а помогайте людям самим решать свои проблемы. И только не надо утверждать, что действуете от имени и по поручению главы государства. Думаю, он сам не в курсе что в ЖКХ происходит.

Владимир Новосяд
директор Учреждения «Эффективное управление зданиями», Ph.D