Не в трубе дело…

Наблюдая со стороны за дебатами в СМИ по вопросу качества и цены жилищно – коммунальных услуг, главный акцент делают на жилищные услуги. При этом забывают, что основной вес жировки тянет стоимость оплат за коммунальные услуги: тепло, электричество, вода, газ. По факту, всякий раз «экономят» на обслуживании и эксплуатации объекта, то есть на наших с вами домах. Выходит, монополии у нас священная корова.

Между тем в странах ЕС не жалуют «естественных» монополистов и не рассказывают о городских незаменимых ТЭЦ. Там подход иной — сеть одна, поставщики разные. Функции по производству и поставке тепла и электроэнергии разделены. Такой подход, через равный доступ к коммуникациям, открывает двери для инвестиций в инфраструктуру частным инвесторам и создаёт конкурентную среду. Расходы, а не тарифы определяют саму возможность доступа к общим коммуникациям, а не вид топлива. Подобный подход делает сектор теплоснабжения конкурентным, а значит существенно снижает стоимость коммунальных платежей для граждан.

Как обстоят дела с трубой в Республике Беларусь…

Ситуация, когда одна структура управляет одновременно и сетями, и генерирующими мощностями, является типичной для наших городов. Ситуация в столице показательна. Так Минским тепловым сетям принадлежат основные генерирующие мощности (8190 Гкал/ч), а также сеть централизованного снабжения (1190 км). Общее число более 12.6 тысяч из 1190 км. трубопроводов тепловых сетей (260 км. — магистральные, 930 км. — распределительные внутри-квартальные). Ситуация требует изменений, это особенно показательно в небольших городах, где бюджеты носят дотационный характер. Подготовка к ОЗП городской инфраструктуры, для всех участников мероприятия превращается в настоящее испытание. Кроме того, монополист все затраты, связанные с подготовкой к ОЗП переложил на юридические лица, осуществляет контроль за их исполнением, а в случае не выполнения, накладывает штрафные санкции.
Де юре монополист в рамках вертикальной структуры управления подчинён местным исполнительным и распорядительным органом управления. Но дэ факто хвост управляет собакой.

Монополист, осуществляя производство, транспортировку и поставку, закладывает все в один непрозрачный тариф. Тем самым прячет потери в теплосетях через перекрестное субсидирование. В итоге неэффективность системы оплачивают потребители.

Труба наша — тепло ваше. (Unbundling – разукрупнение)

Как показывает успешный опыт трансформации наших соседей: первым шагом необходимо разделить тарифы на производство и транспортировку тепла. Unbundling, даёт возможность реально оценить затраты на содержание сетей, прогнозировать необходимое финансирование на модернизацию, реконструкцию или замену.
Публичная тарифная политика позволит создать конкуренцию на рынке, защитить потребителей.
Раздельный учет послужит правильным сигналом для инвесторов, гарантией их вложений. Равные условия доступа к трубе разбудят инициативу местных предприятий.

Тарифный аспект

В Республике Беларусь тарифы на тепловую энергию жестко фиксированные и установленое плановое накопление составляет 10%. Кроме того, в начале бюджетного года, монополист закладывает убытки, которые по итогам бюджетного года получает из бюджета. Такой подход стимулирует монополиста завышать свои убытки. При таком раскладе убытки делают прибыль. Этот подход не стимулирует внедрять энергоэффективные технологии потребителем.
Специалисты предлагают пересмотреть тарифную политику: внедрить, стимулирующее тарифы, тем самым создать конкурентную среду — сеть одна, поставщики разные.
Такая политика позволит запускать в трубу поставщика с меньшей себестоимостью производства тепла, а потребитель получит приемлемые, прозрачные цены.

Владимир Новосяд
Директор Учреждения «Эффективное управление зданиями», Ph.D