Жилец я или не жилец?

ЖКУ расшифровываются как «жилищно-коммунальные услуги». Так вот то, что в Минске произошло с водой, – это коммунальные услуги. Но теперь будут отдельно надзирать еще и за жилищными вопросами: правительство подготовило проект указа о создании института государственного жилищного надзора (далее – ГЖН) для контроля содержания и эксплуатации жилищного фонда, управления общим имуществом совместного домовладения и предоставления гражданам ЖКУ. С начала 2020г. вступила в силу новая редакция Жилищного кодекса, и вот опять доделываем, подстраиваем.

Согласно проекту указа, ГЖН создается в рамках структуры Минжилкомхоза. Eго основной задачей будет «предупреждение, выявление и пресечение участниками (включая местные исполнительные и распорядительные органы, ТС и ЖСПК) нарушений, установленных в соответствии с жилищным законодательством». Складывается впечатление, что правительство что-то недоговаривает, потому как в указанном формате, когда на рынке государство выступает монополистом по оказанию, ценовой политике и контролю качества ЖКУ, реализовать поставленную задачу не представляется возможным.

К данному проекту указа не прилагается экономическое обоснование, не описывается его экономическая целесообразность. Есть только отсылочная норма к постановлению Совмина, в котором будут обозначены штатное расписание и бюджет ГЖН. В этой связи попробуем рассчитать из предложенной в проекте указа схемы, во что обойдется финансирование для собственников ГЖН.

Общая сумма, облагаемая налогом (доходом ГЖН) по всей стране состоит из: ТО + ТО лифтов + СМР капремонта + отчисления на капремонт + СМР ТР, – и весьма приблизительно может составлять BYN2,2-2,5 млрд/год по субсидируемым тарифам.

Налог – доход ГЖН от этой суммы – состоит из: 0,91% ТО + 0,78% ТО лифтов + 0,18% СМР капремонта + 0,36% СМР ТР – и приблизительно может составлять BYN6,7-7 млн/год по субсидируемым тарифам.

При этом не забываем о BYN1 млн/год как начальный минимум административных штрафов, которые инспекция запланировала взыскать с юридических (ТС и ЖСПК, государственные и негосударственные ЖЭУ, иные обслуживающие организации) и физических лиц (собственники квартир и члены их семей, председатели ТС и ЖСПК, руководители и работники государственных и негосударственных ЖЭУ, иных обслуживающих организаций).

По сути, ГЖН создается на $2,8 млн. За эту сумму может быть нанято от 75-100 человек (наши приблизительные расчеты). Возникает вопрос, а в состоянии ли такая служба реально организовать работу?

Приведем цифры из открытых источников по этой теме.

1) ~ 200-250 млн м2 – площадь подлежащих инспекции многоквартирных домов;

2) ~ 50-70 тыс. подлежащих инспекции многоквартирных домов;

3) ~ 3-4 млн человек на ~ 40-45 тыс. лифтов в подлежащих инспекции многоквартирных домах;

4) ~ BYN1,5 млрд/год СМР капремонта исходя из 3 млн м2/год в среднем по 500 руб./м2.

5) ~ BYN1200 в год на текущий ремонт дома, выделяемые за счет местного бюджета.

И кто-то верит, что новая структура справится с такими задачами? Очевидно, что предложение о создании ГЖН недостаточно проработано. Данная инициатива встречена ТС, обслуживающими организациями и просто собственниками без энтузиазма, если не сказать враждебно. И все это в канун президентских выборов. Подобные шараханья демонстрируют отсутствие понимания стратегии развития отрасли в целом. В общем, тушим не тот пожар и не в том месте. Забывая, что дело государства – объединять усилия вокруг созидающего, а не карающего законодательства.

Вспоминаю старый анекдот. На зону попадает новый осужденный, он же сантехник. Зэки спрашивают, за что посадили. Ни за что. Ну, мы тут все ни за что, колись. Да, мол, пришел к члену ЦК КПСС по вызову трубу починить. Посмотрел, то-сё, и говорю: тут не трубу менять надо, а всю систему.

ЖКХ-контроль с Владимиром Новосядом

Вход / Регистрация временно отключены.