1. Курсы председателей ТС, ТСЖ, ЖСПК в Минске, выдача сертификата


    Трехдневные курсы 18-20 июля 2017 г. с выдачей сертификата. ЛЕТНЯЯ ЦЕНА! СКИДКИ! Подробней о семинаре>>
    Справка и запись по : (017) 224-95-69, +375445724384, +375336889569 и по эл. адресу: domforum2014@gmail.com

    Темы однодневных семинаров в июне 2017г. от Учреждения "Эффективное управление зданиями"

    Зарегистрируйся на сайте и задай вопрос эксперту!

Жилищно-коммунальное хозяйство г. Бобруйска

Тема в разделе "Новостной и статейный раздел", создана пользователем Наталия Кулеш, 6 мар 2017.

  1. Наталия Кулеш

    Наталия Кулеш Администратор

    Регистрация:
    1 апр 2015
    Сообщения:
    57
    Медиа:
    51
    Симпатии:
    152
    Баллы:
    33
    Род занятий:
    менеджер по работе с клиентами
    Logo.JPG

    В городе Бобруйске сосуществуют различные формы управления жилой недвижимостью и оказания жилищно-коммунальных услуг. Законодательное разрешение на приватизацию жилья Закон Республики Беларусь от 16 апреля 1992 г. № 1593-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» в свое время было позитивно воспринято населением, и сформировало среду в г. Бобруйске в которой, доля жилого фонда в частной собственности достигла 90%

    Жилищно-коммунальное хозяйство г. Бобруйска, в народе просто именуемое ЖКХ представляет собой многофункциональную, структурированную и многоуровневую систему городского управления жилым фондом, включает в себя аппарат управления УКПП ЖКХ «Бобруйскжилкомхоз» состоящий из 8 дочерних предприятий с правом юридического лица и структурное подразделение, а также ОАО "Спецавтопредприятие", МКОУПП «Облтопливо», УКПП «Промотходы». Непосредственно управлением и эксплуатацией жилого фонда занимается Бобруйское унитарное коммунальное дочернее предприятие по обслуживанию жилищного фонда Ленинского района г. Бобруйска (БУКДПОЖФ Ленинского района) и Бобруйское унитарное коммунальное дочернее предприятие по обслуживанию жилищного фонда Первомайского района г. Бобруйска (БУКДПОЖФ Первомайского района).

    БУКДПОЖФ Первомайского района образовано в 1980 году на базе пяти ЖЭУ. На сегодняшний день в управлении предприятия находится 386 домов, 11 общежитий. На предприятии работает 400 человек. В структуру БУКДПОЖФ Первомайского района входит: ЖЭУ № 6, ЖЭУ № 8, ЖЭУ № 9, ЖЭУ № 10, ЖЭУ № 11, ЖЭУ № 12, ЖЭУ № 14, производственная база и кафе «Первомайское».

    БУКДПОЖФ Ленинского районав 1980 году на базе шести ЖЭУ. Всего количество жилых домов и общежитий на балансе и обслуживании – 738, из жилых домов 720 и 18 общежитий. Также на техническом обслуживании находятся три ПЖСК и три ТС расположенные в 9 домах. На предприятии работает 570 человек. В структуру БУКДПОЖФ Ленинского района входит: ЖЭУ № 1, ЖЭУ № 2, ЖЭУ № 4, ЖЭУ № 5, ЖЭУ № 7, ЖЭУ № 13.

    Всего в городе Бобруйске 55490 лицевых счетов обслуживаемых РКЦ. Самый старый жилой фонд в Ленинском районе. По году постройки в частности: до 1918 г. - 80 домов; 1918 - 1946 гг. - 201 дома; 1947 - 1956 гг. - 120 домов; 1957 - 1970 гг. - 213 домов; 1973 - 1980 гг. - 37 домов; 1981 - 1990 гг. - 48 домов; 1991 - 2000 гг. - 18 домов; 2001 - 2010 гг. - 3 дома.

    Деятельность столь сложного механизма направлена на предоставление населению того или иного района услуг в области технического и санитарного обслуживания, проведения ремонтных и профилактических работ, обеспечению важными ресурсами, такими как газ, электричество, теплоснабжение, водоснабжение и т.д. Организации сферы ЖКХ являются одной из важнейших структур города, сбой системы функционирования организаций ЖКХ способен остановить деятельность и функционирование города Бобруйска в целом.

    Функционирование УКПП ЖКХ «Бобруйскжилкомхоз» имеет следующие особенности:

    1. Полную интегрированность в единую государственную система ЖКХ, как в экономическом, так и в управленческом разрезе.

    2. Построена по принципу солидарности, причем как горизонтальном – когда происходит централизованный сбор средств, а уже потом происходит перераспределение; так и солидарности поколений – например, при накоплении и распределении средств капитального ремонта жилищного фонда.

    3. Социально ориентированную - первостепенное значение уделяется не экономическим показателям, таким как рентабельность при оказании услуг и получение максимальной прибыли, а социальной защите населения.

    4. Не раздельность функции заказчика и исполнителя. Фактически ЖЭО само оказывает услугу, само контролирует свою работу. В процессе работы не применяются акты выполненных работ за отчетный период, по которым потребитель мог судить об объемах оказанной услуги (за месяц, квартал, год).

    5. Неготовность собственника нести ответственность за собственное имуществу, и самостоятельно управлять им, например создавая ТС.

    6. Общественные формирования (комитеты общественного самоуправления, уличкомы и т.д.) собственников или жильцов в государственном жилом фонде слабо развиты и практически не влияют на качество и объёмы оказываемых жилищно-коммунальных услуг.

    При возможном реформировании УКПП ЖКХ «Бобруйскжилкомхоз», либо разгосударствлении должны быть просчитаны все риски к которым приведет отказа от принципов солидарности и переход на рыночные условия функционирования.

    Альтернативой государственной системе управления ЖКХ является частная. Уход от патернализма, которые часто критикуют, – это и развитие частного бизнеса в ЖКХ, и передача прав управления и распоряжения жилищно-коммунальным фондом на частные инициативы жильцов через создание товариществ собственников жилья. Эту идею рекламируют экономисты, видя в ней единственную возможность решения экономических проблем отрасли.

    Помимо государственной формы управления в городе существуют и самоуправляемые организации. Это 236 – потребительских жилищно-строительных кооператива (ПЖСК), 18- товарищ собственников (ТС), 4- коллектива индивидуальных застройщика (КИЗ).

    Функционирование самоуправляемых организаций в сфере ЖКХ г. Бобруйска осуществляется в рамках действующего правового поля, сформированного в Республики Беларусь. Выглядит следующим образом:

    1. Самоуправляемые организации ПЖСК, ТС и КИЗы имеют собственные органы самоуправления: правление, общее собрание и председателя функционирование которых чётко прописано законодательно. Имеются собственные счета, на которых аккумулируются деньги.

    2. Частичная интеграция в действующую систему управления ЖКХ. Местные органы власти утверждают кандидатуру избранного общим собранием, могут инициировать проведения общих собраний, признавать или не признавать легитимность принятых на собрании решений. В своей деятельности самоуправляемые организации постоянно взаимодействуют с существующими государственными монополиями (водоканал, электросети и т.д.). Пользуются услугами предприятий, занявших монопольное положение на рынке – это, например, домофонные системы.

    3. В каждом самоуправляемом доме должен быть свой штат сотрудников (ответственный за теплохозяйство, ответственный за электрохозяйство, рабочий по дому, сантехник, бухгалтер, паспортист). Руководит всей работой председатель. Но так, сложилось в нашем городе, на должностях штатных сотрудников председатель правления старается набирать родственников, что бы деньги остались в «семье». Получается такой семейный подряд. Есть ПЖСК в которых персонал (ответственный за теплохозяйство, ответственный за электрохозяйство) нанимается только к сдачи дома к отопительному сезону, а после сдачи дома люди увольняются. Так весь отопительный сезон дом остается без технического обслуживания. Пока дом новый это не проблема. А что будет дальше?

    4. Собственники жилья в ТС, ПЖСК поддерживают низкие государственные тарифы и не готовы платить за ЖКУ выше, чем жильцы соседних домов, обсуживающиеся в государственных жилищно-эксплуатационных службах (ЖЭС).

    5. Принятие сметы доходов и расходов в самоуправляемых организациях в нашем городе это исключение из правил, чем правило. Данный документ если и существует, то хранится подальше от глаз собственника жилья, члена кооператива. Не практикуется применения акта выполненных работ, по которому было бы видно, что было сделано и в каких объемах за отчетный период (месяц, квартал, год). Как это сопоставимо со сметой доходов и планами работ.

    6. Все денежные средства самоуправляемых организаций обложили «налогом» в 3,5%, заставив все расчеты проводить через городской РКЦ (рассчетно-кассовый вычислительный центр)

    7. Низкая правовая грамотность не позволяет жильцам и собственникам эффективно пользоваться возможностями самоуправления. Поэтому зачастую сложно собрать собрание для решения насущных вопросов. Сложно найти компетентных людей на должности председателя, членов ревизионной комиссии, правления, болеющих за дом, ставящих общественные интересы выше своих.

    Деятельность самоуправляемых организаций дело новое для большинства населения и не совсем понятное. Поэтому хочется привести результаты социологического исследования, проводившегося в Беларуси в 2012г. и 2013г. 54,0 % респондентов высказались за государственную систему обслуживания и управления ЖКХ, 32,9 % затруднились с ответом и только 12,5 % поддержали идею негосударственного управления и обслуживания, то в 2013 г. уже 58,2 %, 10,5 и 29,9 % соответственно. В целом можно сказать, что население имеет довольно четкую позицию и поддерживает именно государственную систему.

    Даже если предположить, что из 29,9 % затруднившихся ответить, все предпочтут впоследствии негосударственную систему обслуживания своего жилфонда, то даже с этими оговорками поддержка такого направления не превысит 40,4 % против 58,2 % высказывающихся за государственную. Это средние данные по Беларуси свидетельствуют, что в ближайшее время роста количества ТС, ПЖСК на самостоятельном обслуживании из государственного жилого фонда не будет. Более того, вероятны обратные процессы – переход от самостоятельного управления уже существующих и возникающих ТС и ПЖСК на баланс в государственные организации жилищно-коммунального обслуживания. Так на обслуживании БУКДПОЖФ Ленинского района перешли: три ПЖСК и три ТС. Всего 9 домов:
    ПЖСК-65, ул. 9 Января, 35 общей площадью 2506,09 м2
    ПЖСК-3, ул. Островского, д. 22 общей площадью 2899 м2
    ПЖСК-8, ул. Советская, 136, 138, 140, 146 общей площадью 12281 м2
    ТС "Надежда", ул. Шмидта, д. 56 общей площадью 4027,1 м2
    ТС № 4, ул. Интернациональная, д. 50 общей площадью 4787 м2
    ТС "Дом 48" ул. Островского, д. 48 общей площадью 2450,2 м2

    Примеров обратного перехода в г. Бобруйске нет. Хочется отдельно рассмотреть причину перехода на государственное обслуживания ПЖСК - 8 и ТС "Дом 48" как наиболее яркие и знаковые.

    ПЖСК-8 это четыре дома построенные в 60-е года прошлого века. До 2014 денежные средства собирались по минимуму, деньги на капитальный ремонт вообще не собирались. Постепенно дом состарился и подошли к капитальному ремонту без копейки денег на счетах. Состарился не только дом, но и жильцы в нем ставшие пенсионерами, неспособные из своих скромных пенсий финансировать капитальный ремонт. Кажется, тупиковая ситуация? Но выход был найден, пенсионеры очень попросили и их взяли на обслуживании БУКДПОЖФ Ленинского района с пустыми счетами.

    ТС "Дом №48" –ситуация совершенно противоположная. Это дом, построенный в 2010 году в центре города, не стандартная планировка, как говорят элитная застройка для обеспеченных людей. Но жильцы не захотели собирать дополнительные средства для содержания технического персонала и руководства ТС, и перешли на государственное обслуживание под лозунгом - там все бесплатно.

    Вот так у нас сосуществуют и функционируют две системы.


    Учреждение «Эффективное управление зданиями»
    координатор по г. Бобруйску
    Евдокимович С. В.
    Expert и Project Manager нравится это.

Поделиться этой страницей