Кривое зеркало ЖКХ

Сама организация процессов управления в жилищной сфере устарела и не эффективна. Реально назрела необходимость внесения изменений в эти процессы.

В последнее время, как в средствах массовой информации, так и от руководителей Министерства ЖКХ Республики Беларусь, можно услышать много лестных слов, связанных с необходимостью установки индивидуальных счетчиков учета тепловой энергии.

Несмотря на это в газете «СБ» за 21 ноября 2017 года была опубликована статья под названием «Прохладное отношение к счетчикам тепла».

На практике, когда только приступил к обслуживанию жилого дома, первое на что пришлось обратить внимание в работе, так это не на наличие или отсутствие самого общедомового счетчика учета тепла (об индивидуальных тогда и речи не шло), что никто никакого анализа по теплу вообще не делает. Мало того, когда самим пришлось искать информацию о том, где и какой дом больше, а какой меньше потребляет тепловой энергии и каковы причины разницы, то, увы, отыскать нам данную информацию не представилось возможным. И это несмотря на то, что в начале каждого нового месяца все кооперативы в лице их председателей, подавали в местное МГ УКП «Теплоэнергетика» сведения о показаниях счетчика учета потребления тепловой энергии каждым жилым домом.

То есть, чисто теоретически, сведения имеются по теплопотреблению, но их почему-то никто не систематизирует, не анализирует и для сведения работникам и руководителям эксплуатирующих организаций не представляет. Я уже не говорю, чтобы кто-то в виде морального стимулирования экономии поощрил кого-нибудь из председателей товариществ или ЖСПК за принятые меры рачительного использования тепловой энергии. Ничего подобного, никто даже не поинтересовался за два прошедших года, каким образом в нашем доме удалось с 841 гкал в год снизить потребление тепла до 750 гкал. А за период 2014 года и вовсе потребление тепла достигло самой минимальной отметки в 704 гкал. Ни до, ни после этого наименьшего показателя никто достичь в нашем доме так и не смог. И это в обыкновенном десятиэтажном панельном четырехподъездном жилом доме, общей отапливаемой площадью – 9170 м3.

Следует отметить, что и из жильцов самого дома никто за пять последних лет даже не поинтересовался данными по расходованию тепловой энергией, несмотря на то, что показатели годового потребления тепловой энергии ежегодно нами вывешиваются для граждан на общедомовых стендах для изучения и анализа. Почему, к примеру, в 2014 году домом было расходовано 704 гкал, в 2015 году 745 гкал, а в 2016 году потребили аж 955 гкал? То есть на 210 гкал больше!!!

Для того, чтобы верно сориентироваться в цифрах, а лучше всего это делать в сопоставлении, за март 2016 года домом было израсходовано 121 гкал за месяц, за ноябрь и декабрь 2015 года 110 и 129 гкал соответственно. То есть получается, что в доме фактически можно при одних и тех же условиях при наличии счетчика потребления тепловой энергии и фактически одинаковой температуре окружающей среды потреблять и 700, и 900 гкал за один отопительный сезон. Ну можно от этой цифры смело отнимать 50 гкал, так как на неделю в прошлом году было отопление включено раньше и так же немного позже отключено. И тем не менее, чистых 150 гкал, а это в цифрах более 1 тысячи рублей в новом исчислении за один сезон. Это не такая уж и маленькая сумма. А если все это переложить на объемы всего жилого фонда страны, то сумма окажется просто колоссальной.

Но, самое интересное в том, что в то время, когда у нас в доме, который обслуживается товариществом, потребление тепла составило 704 гкал, то в соседнем доме №25, который находится на обслуживании местного ЖРЭУ, было израсходовано 1028 гкал!!! И все всех устраивает, как ни странно, даже руководство Министерства. Поэтому, возможно, не стоит сильно удивляться, что среди жильцов имеется прохладное отношение к счетчикам тепла. А почему б ему не быть, если и в самом Министерстве ЖКХ оно больше напоминает очередную компанию, чем организацию эффективной работы по экономии тепловой энергии.

И если анализировать данные статьи из средств массовой информации, то там можно обратить внимание чуть ли не на радикальные изменения. Ведь, посмотрите, что указано: «Однако у министерств имеются твердые намерения уже в будущем году стимулировать собственников жилья к экономии. Рублем». Акцент сделан на собственнике жилья и никакого внимания ни к проектировщикам, которые брак допускают, а исправляют его жильцы и за свои средства. Ни к Министерству ЖКХ и его структурным подразделениям. Ведь тут не нужно быть великим специалистом в области экономики, чтобы понять, что даже некоторая экономия средств потребителями закономерно ведет к снижению поступления необходимого объема средств поставщикам коммунальных услуг и энергетикам. И если они параллельно не намерены ничего предпринимать по экономии внутри ведомства, то это со временем не минуемо приведет лишь к очередному повышению тарифов и не более того. В народе такая экономия называется «очковтирательством».

Или как объяснить, что в нашем доме 20 лет назад было запроектировано (хотя тоже не факт, что запроектировано, потому как документов некоторых попросту нет), но построено и сдано в эксплуатацию здание, в котором система подогрева горячей воды сделана единая на два рядом стоящих жилых дома. Естественно, два самостоятельных юридических лица, ну и так далее. Жильцами были собраны средства, за которые приобретено и установлено два счетчика, на подогрев воды и поставку тепла.

Все приборы общедомового учета тепла установили, пользовались некоторое время, а после один пришлось демонтировать, так как счетчик учета подогрева тепла попросту вместо 4 –х подъездов считает 6. То есть, кроме наших четырех подъездов, еще два подъезда соседнего дома. С прибором учета системы отопления все нормально, работает и до настоящего времени. Но его периодическая поверка, «удовольствие» не из приятных в финансовом плане для нашего дома, да и технически тоже, поскольку его каждый раз нужно демонтировать и поверять. В одном сэкономили, а в другом практически на столько же и растратились. Где выгода? Она, конечно, есть, но не такая уж и большая как нам ее пророчат.

Как видим, полнейшая несогласованность проектирующих жилые дома организаций, их возводящих и, далее, организаций, которые жилые дома строят с проблемами, которые впоследствии возникают у тех организаций, которые их эксплуатируют, а Министерство ЖКХ к этим вопросам как бы и отношения уже не имеет.

В нашем доме, к примеру, жильцы и сами желают на систему подогрева горячей воды поставить счетчик, он, собственно, и есть в наличии, но технически это выполнить не представляется возможным. Поэтому вынуждены платить по общему тарифу. И это предприятиям, поставщикам тепла, выгодно, так как суммы при таком расчете значительно выше для оплаты. А на каждый калорий им еще и государство деньги выделяет в виде субсидий. Вот и получается замкнутый круг. А вот с отоплением у нас проблем нет, о чем свидетельствуют цифры прибора учета общедомового счетчика. Тогда возникает вопрос, а к чему поквартирные счетчики нужны? Что бы у жильцов еще дополнительные расходы были на их установку и обслуживание?

Получается, что руководство Министерства ЖКХ вопрос экономии тепловой энергии рассматривает как-то тенденциозно, перекладывая бремя по решению данных вопросов непосредственно на жильцов или собственников жилых помещений, если говорить чисто юридическими терминами. А почему?

Почему мы еще толком не разобравшись с работой, экономией и оплатой за потребляемую тепловую энергию по общедомовым счетчикам, которые, кстати, важно отметить, и являются приборами коммерческого учета потребления тепловой энергии, которыми приборы поквартирного учета не являются, так «стремительно» взялись за установку приборов поквартирного учета?

Даже с этим можно было б согласиться, но нигде и никто не сказал, в каких домах эти регуляторы подходят, а в каких нет, чисто технически. Состояние теплоносителя также имеет не последнее значение. Поскольку в некоторых трубах система отопления такая, что мазут идет вместе с водой. И нам пришлось обращаться по этому вопросу непосредственно в Министерство энергетики за помощью. Как могло стать, что котельная работает на газе, а в системе отопления – мазут.

Так может не стоит делать поспешных выводов о повсеместной установке поквартирных счетчиков учета тепла, а разобраться в начале до конца с приборами общедомового учета? Ведь там еще не до конца выявлены и устранены причины недостатков. В случае с нашим домом по причине неверного проекта системы подачи горячей воды. А причина до банальности проста: сэкономили 60 метров труб для прокладки линии отдельно для одного дома, а все стояки подключили к тем трубам, которые вели к соседнему дому, только и всего.

С учетом всего выше сказанного, что хотелось бы нам, потребителям, получить от руководства Министерства ЖКХ?

  1. Как минимум, решить вопрос о пересмотре всех имеющихся проектов жилых строений, а также системы подогрева воды и системы отопления в них. Чтобы тех ошибок, которые были совершены ранее, не допускали проектные организации в будущем;
  2. В связи с тем, что Министерство архитектуры и строительства не владеет информацией о тех проблемах, с которыми сталкиваются эксплуатационные организации, рассмотреть и решить Министерству ЖКХ вопрос о порядке взаимообмена информацией по этим вопросам с целью оперативного внесения в проекты всех необходимых изменений и дополнений;
  3. Изучить проекты возводимых жилых домов, которые по своим конструктивным и технологическим параметрам устройства внутридомовых коммуникаций затратны для их последующей эксплуатации, а их дальнейшее строительство признать нецелесообразным, или и вовсе запретить. Потому что на практике пятилетний гарантийный срок выдерживается чисто формально, а после этого все проблемы и убытки по техническому ремонту и обслуживанию таких жилых домов полностью ложатся на бюджет жильцов таких домов, что вызывает обоснованные жалобы с их стороны и раздражительную риторику в их адрес со стороны местных органов власти и управления куда им приходится обращаться с жалобами;
  4. В течении 2018-2019 года изучить эффективность работы уже имеющихся приборов общедомового учета потребления тепловой энергии, в том числе подогрева воды, и выработать меры по устранению имеющихся недостатков. Наладить учет и анализ потребления тепловой энергии по видам жилого фонда и его объемам;
  5. В указанный период разработать и внедрить дополнительные меры по подготовке жилого дома к работе в осенне-зимний период, включив в типовой план работы не только промывку дома, которую даже не целесообразно делать за средства жильцов, так как чистить трубы должен тот, кто их засоряет, а у нас наоборот, а также реализацию мер по ремонту и закрытию дверей, и ремонту оконных проемов, окон тех. этажей, дверей и отдушин техподполья и т.д. Ибо какой смысл начинать экономию с квартиры, если большинство указанных окон и дверей жилого фонда находятся в неисправном состоянии, а то и вовсе отсутствует? И не жильцы за их техническое состояние отвечают, а эксплуатирующие организации, в том числе районные ЖРЭУ;
  6. В срок до 2020 года завершить полное обследование всего жилого фонда с выработкой мер и проведения мероприятий по утеплению технологических помещений домов, ремонту и установке, окон, дверей, стекол и всей необходимой общедомовой фурнитуры, а уж после этого рассмотреть вопрос по установке на нескольких жилых домах, имеющих разную систему отопления и подачи горячей воды счетчиков учета внутриквартирного отопления, получив для этого предварительное согласие жильцов дома. И исключительно практическим путем доказать эффективность ее работы для жильцов с целью получения от них одобрения в дальнейшем на установку подобного внутриквартирного оборудования в других домах. Оно должно быть простым и не подвергаться каким либо платным поверкам и т.д. Поскольку, как показала практика, утрачивается смысл установки каких либо приборов, на ремонт, поверку и техническое обслуживание которых у собственников жилых помещений уходит в последующем средств порой даже больше, чем если бы этих мерительных приборов в жилом помещении вообще б не было;
  7. В основу всех этих замыслов должен быть положен исключительно экономический расчет и эффективность использования любых внутриквартирных приборов, чтобы жильцы реально могли быть заинтересованы в их установке, а не только путем повышения тарифов жильцам в угоду конъюнктуре рынка и в интересах поставщиков услуг, как правило государственных монополистов.

И уже в порядке рекомендации следует сказать, что не стоит вводить каких-то «умных домов», или еще более «умных микрорайонов», все это пока не для нашего потребителя. Все должно прийти к этому эволюционным, а не «революционным» путем. Вспомните, что натворили в подъездах жилых домов, запроектировав в них внутридомовые мусоропроводы. Это развело повсеместно антисанитарию внутри жилого фонда. Не нужно повторять этих ошибок с продвижением не только приборов учета, но и обслуживания жилого фонда в целом без детального изучения эффективности нововведений. Ведь обратите внимание, жильцы жалуются на ненадлежащее обслуживание, а им предлагают службу «115» по приему обращений. Жильцы жалуются на недостатки в системе отопления и обогрева помещений, а им навязывают приборы учета тепла. Ну если не все, то многое попросту делается наоборот от их желаний, что и приводит к жалобам с их стороны.

Сама организация процессов управления в жилищной сфере устарела и не эффективна. Реально назрела необходимость внесения изменений в эти процессы.

С.Е. Шевченко

Вход / Регистрация временно отключены.