1. Поддержка Forumdom.by осуществляется Учреждением «Эффективное Управление зданиями»
    Наше учреждение – это команда опытных профессиональных экспертов в юридической, социально-управленческой, экономической сферах, добившихся больших успехов в системе управления ЖКХ.

    Зарегистрируйся на форуме или Telegram задай вопрос эксперту!

Владимир Новосяд: Скидываясь в общий котёл, мы можем получить граблями по лбу

Тема в разделе "Новостной и статейный раздел", создана пользователем admin, 2 июн 2015.

  1. admin

    admin Домовой Команда форума

    Регистрация:
    3 дек 2013
    Сообщения:
    272
    Медиа:
    2
    Альбомы:
    2
    Симпатии:
    49
    Баллы:
    28
    Во второй части беседы с Soroka.by директор Учреждения "Эффективное управление зданиями" Владимир Новосяд поведал о том, как в бытность депутатом отыскал в уставных фондах банковских структур пропавшие деньги, предназначенные на капремонт жилых домов.


    "Председатели должны учиться не в классах, а на практике"

    - В чем основные отличия эффективного председателя товарищества собственников от неэффективного?

    - Первое отличие – визуальное: ухоженность дома, дворовой территории. Второе – низкая себестоимость всех затрат на 1 квадратный метр, внятное штатное расписание. Если председатель к тому же квалифицированный инженер, он может регулировать систему круглосуточного отопления, контролировать потребление гигакалорий, составить план модернизации отопительный системы, системы электроснабжения. Таких председателей не так мало, они четко представляют, как распоряжаться бюджетом товарищества, и я не представляю, как, в случае подписания указа, у таких людей можно безболезненно для жизни товарищества отнять финансовые ресурсы.

    - Если председатель совершает ошибки, это чаще случается в случае безалаберного отношения к обязанностям или это преимущественно издержки роста?

    - Каждый руководитель может совершить ошибку, здесь надо смотреть на стратегическое развитие организации. Если происходит частая сменяемость председателей, возникают перманентные конфликты, - вывод очевиден. Если же председатель работает 3-4 года, это в большинстве случаев говорит о том, что найдена эффективная модель управления товариществом, произошло согласование интересов по линии «жилец-председатель-дом». В таких случаях товарищество собственников спокойно развивается, не доставляет хлопот местным властям своими жалобами и предложениями.

    [​IMG]

    - Существует ли так называемый черный список управляющих?

    - Есть отрицательные примеры, не без этого. Но к подобным спискам надо очень аккуратно относиться, нужно уметь отделять зерна от плевел. Председатель не должен нравиться всем, его задача – работать эффективно. В домах живут люди с разным представлением о качестве оказываемых им услуг, поэтому случаются конфликты. Но это нормально: как правило, они помогают выстроить согласованный алгоритм предотвращения подобных споров. Люди наслышаны о председателях, которые эффективно работают в своих домах, члены ЖСПК изначально знают, кто сможет построить им самый дешевый квадратный метр. Если есть белый список, зачем черный.

    Любые попытки министерства осуществлять тотальный контроль ТС, ЖСПК, могут обернуться большими убытками для самого государства. Хороший председатель – это штучный товар. Если негативный подход возобладает, квалифицированный председатель уйдет, проблем и жалоб станет больше. Черный список перекроет белый.

    - Чего ожидать от планируемой сертификации председателей?

    - В проекте указа сказано, что председатель должен обучаться два года. А за что ему платить зарплату в этот период? Только за подписание договоров на обслуживание с различными организациями? Да и кто должен оплачивать обучение – председатель или дом? За два года можно медведя выучить ездить на велосипеде! На мой взгляд, самый эффективный способ обучения – подсаживать начинающего председателя в качестве стажера к опытному руководителю. Здесь надо учиться не в классах, а на практике: следует свести огромный массив нормативно-правовой лексики до минимума, помочь приобрести набор определенных действий для типовых случаев в ТС и ЖСПК.

    В Европе все проще. В той же Швеции председатель правления дома не получает зарплату, ему, как правило, полагается небольшое вознаграждение в конце бюджетного года. Но там и управлять жилым фондом проще: рынок услуг работает эффективно, на конкурентной основе - правлению только надо выбрать, с кем сотрудничать. Там нет отчислений на капремонт: дома ремонтируют для тех, кто живет здесь прямо сейчас. Возникла необходимость такого ремонта – есть банки, которые дают на капитальные работы кредит под 1,5-2% годовых.
    [​IMG]
    [​IMG]
    "Можно подумать, что вся страна покрыта товариществами"

    - Ваша организация проводит курсы по подготовке председателей товариществ собственников и ЖСПК. Кто ваш слушатель?

    - В прошлом году мы предлагали базовый курс для тех, кто только пришел на должность председателя либо собирается прийти. Трехдневное обучение разбивалось по темам: юридический, кадровый и финансовый блоки, а также выезд на места – к людям, которые умеют эффективно управлять домами.

    В этом году мы расширили курс и стали приглашать людей, имеющих определенный опыт в сфере ЖКХ. Для таких управленцев проводим однодневные семинары по профильным темам: составление штатного расписания, кадровые вопросы, задолженности по коммунальным платежам, приемка объекта от застройщика и т.д. Мы рассказываем о правильных алгоритмах с точки зрения юриспруденции, а лекции читают исключительно люди, имеющие практический опыт в заявленной теме.

    - Народ у нас хорошо обучаем?

    - Желание есть, но когда люди начинают сталкиваться с системой, у некоторых проявляются страхи. На одном из семинаров мы рассказывали, как решать кадровые вопросы, как вести бухгалтерию. Прямо во время занятий одна из слушательниц поднялась и направилась к двери: «Я ухожу! Поняла, что это очень опасно и работать не буду».

    [​IMG]

    - Как вы относитесь к внесению в жировку председателями товариществ таких пунктов, как «целевые и иные виды взносов»? Часто ли жильцов настораживают такие расплывчатые формулировки?

    - Грамотный председатель всегда на пальцах объяснит обратившемуся жильцу, что и для чего надо. Здесь проблема в другом: государственно пытается всех причесать под одну гребенку. Но даже в лесу деревья разные, что же тогда говорить о домах? Дома улучшенной планировки, хрущевки, сталинки – все идет по единому тарифу. Поэтому председатели и вынуждены оперативно реагировать на какие-то вещи, приспосабливаться к ситуации.

    Бывший глава Комитета госконтроля Александр Якобсон по поручению главы государства проводил проверку в системе ЖКХ. Общие результаты проверки не опубликованы до сих пор, но в докладе были формулировки в стиле «в связи с многочисленными злоупотреблениями в товариществах собственников»… Можно подумать, что у нас вся страна покрыта товариществами, и других проблем в ЖКХ нет. Когда мы встречаемся с чиновниками для обсуждения каких-то вопросов, почти все их выступления начинаются с темы товариществ, которые в общем объеме жилого фонда составляют порядка 5%. Давайте решать масштабные проблемы, председатели и так находятся в шаговой доступности: в случае чего пришел и поставил на вид.

    - С кем из представителей системы ЖКХ, чиновничьего аппарата проще всего общаться?

    - Мне всегда легче вести диалог с низовым звеном работников сферы: председатели ЖЭСов, главные инженеры. Они ближе всех находятся к проблемам, на их плечи ложится основная тяжесть по решению коммунальных вопросов.

    С чиновниками из министерства диалога как такового нет – очень сложно наладить обратную связь. Иногда даже доходит до курьезов: мы с коллегой на сайте министерства одновременно оставили электронные запросы. Спрашивали, могут ли председатели товариществ собственников параллельно занимать аналогичные посты в разных домах. Пришли ответы за подписью разных исполнителей: в одном указано, что можно, во втором, что нельзя. Как хочешь, так и понимай.

    - Взыскание задолженностей в товариществах собственников и ЖСПК – серьезная проблема?

    - Недавно на однодневный семинар по этой теме записалось примерно в 2 раза больше людей, чем обычно приходит на лекции. И это в разгар дачного сезона! Можно сделать вывод: пошел пик неплатежей, что только подтверждает неблагонадежную ситуацию в экономике. Мы часто видим по популярности той или иной темы занятий, какие вопросы сейчас актуальны в обществе.

    "ЖКХ - сфера консервативная, нельзя прихлопывать все сразу"

    - Правда, что когда вы были депутатом ПП НС, вам удалось найти пропавшие средства, предназначенные для капремонта?

    - В 2002г., когда я начал работать с ЖСПК, мы выяснили, что в этой системе существуют не только организационные отличия, но и разница в финансировании капремонтов домов. Ранее существовал общесоюзный филиал, на который отчислялись средства на капремонт на протяжении всего срока деятельности ЖСПК. В 1991г. банк ликвидировали, а когда люди начали писать жалобы, им дали ответ: Союз развалился, деньги ушли. Но после проведенного депутатского расследования выяснилось, что средства с корсчетов перешли в уставной фонд ряда банковских структур. В результате удалось добиться компромиссного решения: дома, у которых увели деньги, включили в общую очередь на капремонт, им отчислялось не менее 3% финансовых ресурсов от общих средств в сфере ЖКХ.

    Сейчас, к сожалению, мы можем получить по лбу теми же граблями. Нам вновь предлагают скидываться в общий котел – на субсчета администрации. Но система бюджета у нас консолидирована: район собрал деньги – отдал в город, город – в область, область – в страну. В итоге средства будут обезличены, и не важно, на какой субсчет ты их положишь. Да и зачем деньги отдавать властям, если их можно положить в банк под процент?

    - Вам не кажется, что оппозиционные структуры спекулируют темой ЖКХ не меньше, чем власть? Это действительно живая заинтересованность или обыкновенный популизм, дешевые методы борьбы за электорат?

    - Какая бы власть ни была, общество всегда заинтересовано в том, чтобы цена и качество услуг соответствовали нашим потребностям. Сейчас забавно получается: в год президентских выборов самый главный оппозиционер – отраслевое министерство. Люди могут забыть какую-то другую обиду, но они всегда помнят о том, как залезли к ним в карман. Это все равно что ходить по квартирам и спрашивать, есть ли у тебя деньги. А в случае утвердительного ответа безапелляционно заявлять: «Ты их неэффективно используешь, давай я их возьму на хранение».

    - Критиковать всегда просто, требовать диалог, зная, что он не состоится – тоже легко. А есть ли у вас конкретные предложения?

    - Не просто предложения: мы готовы провести на себе эксперимент по эффективному самоуправлению, добиться положительного результата, а затем транслировать этот опыт на других. Мы, председатели в своих домах, уже реализовываем модель эффективного управления зданиями, делимся опытом под лозунгом: «Доступно – о сложном». Все надо делать на личном примере, тогда не будет разговоров о спекуляции.

    [​IMG]

    - Верите ли вы в эффективность работающих на территории районов Комитетов территориального общественного управления (КТОСов)?

    - Они входят в систему местного самоуправления. Если мы говорим об эффективном управлении в ЖСПК, товариществах собственников, рано или поздно придем к необходимости создания территориальных органов. В свое время в Ленинском районе через активность председателей ЖСПК было создано три КТОСа. Проблема в том, что после окончания полномочий депутатов местного совета председателей КТОСов переизбрали, не поставив прежних руководителей в известность. Видимо, руководство района насторожило, что люди занимали активную позицию по определенным темам.

    У КТОСов сложная система создания: для начала нужно зарегистрировать инициативную группу, потом по определенной процедуре создать саму организацию, утвердить ее на заседании исполкома районной администрации. У КТОСов полномочия небольшие, но они есть: к примеру, создав экологическую комиссию, они могут не согласовать уплотнение застройки в микрорайоне. Нет подписи КТОСа – нет дома во дворе на месте детской площадки. Это серьезный инструмент на локальном уровне, по статусу и полномочиям – как коллективный депутат горсовета.

    - Опыт какой страны эффективнее всего было бы переложить на белорусские рельсы?

    - В каждой стране можно почерпнуть что-то полезное. В Швеции высокий уровень самоуправления в доме, Германия интересна с точки зрения работы управляющих и обслуживающих компаний, у Польши можно позаимствовать порядок формирования цены за коммунальные услуги, у Литвы – численность штатных единиц на количество домов. ЖКХ – сфера достаточно консервативная, здесь нельзя прихлопывать все сразу. Лучше методично внедрять правильные направления развития, которые в итоге приведут к положительным результатам в отрасли.
     
    Последнее редактирование: 2 июн 2015

Поделиться этой страницей